ТЕХНОЛОГИЯ РАЗНОУРОВНЕВОГО ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ТРЕНИНГА
В существующей практике проведения тренингов часто возникают проблемы, связанные с неоднородностью состава участников в одной учебной группе — по их учебным возможностям, общим и специальным способностям, интересам, профессии.
Достичь абсолютной однородности группы по составу невозможно. Всегда есть участники, которые изначально будут иметь более высокий уровень знаний по сравнению с остальными. Отсюда следует, что в ходе тренинга эти люди получат в итоге меньший объем информации (т.к. какую-то ее часть они уже знали).
Достичь абсолютной однородности группы по составу невозможно. Всегда есть участники, которые изначально будут иметь более высокий уровень знаний по сравнению с остальными. Отсюда следует, что в ходе тренинга эти люди получат в итоге меньший объем информации (т.к. какую-то ее часть они уже знали).
Обычно у участников разный уровень знаний по теме тренинга
Решить проблему поможет внутреннее разделение учебной группы. Под разделением понимается способ организации тренинга, при котором учитываются индивидуальные особенности слушателей.
Цель разделения процесса обучения – обеспечить каждого участника наилучшими условиями для усвоения максимального количества материала. Тогда при всей разнородности группы каждый участник сможет успешно повышать свой уровень обученности.
Все участники выполняют задания, продвигаясь от простого к сложному. При этом менее подготовленные участники тренинга, усваивая базовый уровень знаний, не «тормозят» всю остальную группу, которая в это же самое время под наблюдением тренинг-менеджера будет решать более сложные задачи. В итоге и те и другие смогут усвоить максимум полезной информации и существенно повысят свои навыки.
Цель разделения процесса обучения – обеспечить каждого участника наилучшими условиями для усвоения максимального количества материала. Тогда при всей разнородности группы каждый участник сможет успешно повышать свой уровень обученности.
Все участники выполняют задания, продвигаясь от простого к сложному. При этом менее подготовленные участники тренинга, усваивая базовый уровень знаний, не «тормозят» всю остальную группу, которая в это же самое время под наблюдением тренинг-менеджера будет решать более сложные задачи. В итоге и те и другие смогут усвоить максимум полезной информации и существенно повысят свои навыки.
МЕТОДОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ
Для внедрения разноуровневого обучения необходимо провести тщательное анкетирование участников с целью выявления их реального уровня умений и навыков. Также для каждого конкретного тренинга необходимо создать план, который позволит участнику наглядно видеть все, что он должен выполнить за единицу времени. И, наконец, необходимо подготовить разноуровневый дидактический материал, в котором информация и задания будут соответствовать различным уровням подготовленности участников.
Все учебные материалы должны быть разбиты по уровням сложности, соответствующим уровням знаний участников тренинга:
Все учебные материалы должны быть разбиты по уровням сложности, соответствующим уровням знаний участников тренинга:
ПРАВИЛА РАЗНОУРОВНЕВОГО ОБУЧЕНИЯ
- Не дотягивать всех участников тренинга до единого уровня, а создавать условия каждому в меру его потребностей, сил и желания;
- Последовательное освоение и сдача уровней;
- Материалы тренинга должны быть глубоко продуманы и дозированы по объему;
- Для освоения базового уровня необходимо знание не менее 50% из числа предложенных в данный период времени тем, для специализированного: 70—80%, и профессионального уровня: 90—100%;
- При подготовке к практическому занятию можно выбрать любой уровень заданий;
- Основными принципами обучения являются: доброжелательность, взаимопомощь, право на собственное мнение и ошибку.
РАЗНОУРОВНЕВОЕ ОБУЧЕНИЕ РЕЗКО ПОВЫШАЕТ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ТРЕНИНГА
Опыт наших собственных тренингов показал — основным преимуществом разноуровневого обучения является то, что вместо трех и более тренингов с разными по уровню знаний группами, достаточно будет провести всего один, охватывающий сразу все группы.